ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Колосок" п. Орловский

БЕЗОПАСНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

Преемственность между МБДОУ детский сад № 2 "Колосок" и  МБОУ ОСОШ № 3

Download

Договор о сотрудничестве с МБОУ ОСОШ № 3

Посмотреть


Тема: «Край Донской – земля родная»

Цель: Продолжать знакомить с бытом и традициями.

Задачи:

Продолжать пополнять знания детей об истории, быте, традициях донского казачества;

- развивать чувство гордости за принадлежность к роду казаков – людей вольных, смелых, гордых и удалых;

- пополнить словарь детей новыми словами и выражениями, бытующими только на Дону;

- учить понимать и объяснять значения этих слов, уметь правильно употреблять их;

- отрабатывать лексико-грамматические категории, развивать связную речь. Учить последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Материал: казачья горница (рушники, лавки, половички и т.д.), костюмы для детей (казаков и казачек), иллюстрации уборки урожая,

Предварительная работа: чтение худ. литературы, разучивание р.н.и. в которые играли их отцы и деды, разучивание песен, танцев, хороводов, зазывалок, беседы «Кто такие казаки», «Игры казачат», рассматривание иллюстраций о жизни и быте казаков.

(В приоткрытую дверь отдают конверт)

Восп.: Кто-то бросил в двери к нам,

            Посмотрите письмецо.

            Может это лучик солнца,

            Что щекочет нам лицо?

            Может это воробьишка

            Пролетая обронил?

            Может кто письмо, как мышку

            В двери к нам заманил?

(открываю конверт)

Восп.: Ребята, давайте узнаем, что в конверте.

           Да там загадка!

          Бьют меня ногами

          Режут грудь ножами

          Каждый хочет растоптать

          А я с подарками опять.

(дети отгадывают: земля)

Восп.: Правильно, это загадка о земле. И мы с вами сейчас вспомним:

           - что люди делают весной на земле? (сеют, сажают и т.д.)

Восп.: А какое время года будет за весной?  (ответы детей)

Восп.: А какое время года будет за летом?  (осень)

            Чем славится осенняя пора?  (сбором урожая)

            А какие работы ведутся осенью на земле?  (ответы детей)

Восп.: И следующее время года, какое? (зима)

            - Что происходит с землёй в зимнее время? (ответы детей)

Восп.: Молодцы. Ребята, а вы знаете какой завтра будет праздник? (ответы)

            Правильно, Международный день Земли – праздник чистой воды, земли, воздуха.

Восп.: Как называется земля, на которой мы с вами живем? (Донская)

Ребёнок: Мы живём на Дону

                Где сады и поля

                Где воркует голубка у родного крыльца

                Где большое село рано с солнцем встает

                До заката на поле хлеб России даёт.

Ребёнок: Хороши Донские просторы

                 Плодородна щедрая земля,

                 Нивы необъятные, как море

                 Край казачий – Родина моя!

Восп.: Наша Донская земля чудесная кладовая. Что же выращивают на нашей донской земле вы узнаете из загадок.

    Хоть чином не хан

    На голове-султан,

    И с золотом кубышечки

    Запрятаны под мышечки. (кукуруза)

    Вполе – метелкой

    В мешке жемчугом (пшеница) 

    В огороде у дороги

    Стоит солнышко на ножке

    Только желтые лучи

    У него не горячи (подсолнух)

Восп.: Ребята, а сейчас я вам покажу как красива Донская земля весной (смотрим на компьютере)

Восп.: А скажите мне, ребята, что сейчас делают ваши родители на огороде (ответы детей)

           И я вам предлагаю немножко потрудиться, посеять семена для рассады цветов, которые потом мы высадим с вами на клумбы на участке детского сада (работа с землёй) (во время работы обратить внимание на качества и свойства земли)

Восп.: Потрудилась детвора

           отдохнуть вам не пора?

            Есть для вас у меня игра (игра с мячом)

- Кто живёт на земле? (животные, насекомые, цветы, ягоды)

- Кто живёт под землёй (червяки, жуки, кроты)

- Кто летает над землёй (птицы, насекомые)

- Когда на улице светло? (днём)

- Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения)

- Для чего нужен воздух? (дышать)

Восп.: Ребята, а как на Дону отдыхали казаки после работы (посиделки)

(хозяйка сидит в горнице)

Реб.: Хозяйка, ты дома?

Хоз.: Дома, дома.

Реб.: Выдь на час, дело до тебя имеем.

Хоз.: Сейчас полушалок накину (выходит). Здорово дневали, станичники.

Дети: Слава Богу!

Хоз.: Какое дело до меня имеете?

Реб.: Атаман просил, чтобы ноня сиделки до себя пустила, у тебя курень просторный.

Хоз.: Ну что ж уважу атамана. Вам веселье, да и мне утеха. Зовите своих друзей.

Реб.: Эй, казаченьки-подружки

          Веселушки-хохотушки!

Реб.: Казаки-молодцы! Озорные удальцы!

         На сиделки все идите.

Хозяйка: Ну, что девчата, стол сбирайте, а вы казаки лавки расставляйте (девочки расставляют посуду, ставят лавки)

Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие,

                 Всем ли места хватило?

Реб.: Гостям то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяюшке?

Хозяйка: В тесноте да не в обиде.

                 - Спросить у вас хочу, чем заняты были? (ответы детей)

Хозяйка: О земелюшке-кормилице говорили?

                 А знаете пословицы, поговорки о земле?

Ребёнок:              Давайте вместе Землю украшать

                Давайте вместе Землю украшать,

                Сажать сады, цветы сажать повсюду.

                Давайте вместе Землю уважать

                И относиться с нежностью, как к чуду!

                Мы забываем, что она у нас одна –

                Неповторимая, ранимая, живая.

                Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

                Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Богатство Донской земли»

         Цель: Углублять знания детей о жизни наших предков.     Продолжать знакомить с бытом и традициями.

Задачи: Продолжать пополнять знания детей об истории, быте, традициях донского казачества;

- способствовать формированию у детей представления о себе как о человеке Дона;

- развивать чувство гордости за принадлежность к роду казаков – людей вольных, смелых, гордых и удалых;

- пополнить словарь детей новыми словами и выражениями, бытующими только на Дону;

- учить понимать и объяснять значения этих слов, уметь правильно употреблять их;

- отрабатывать лексико-грамматические категории, развивать связную речь. Учить последовательно и грамотно излагать свои мысли.

- обогатить эмоциональную, интеллектуальную сферу; умение воспроизводить рисунок нетрадиционными способами.

Материал: казачья горница (рушники, лавки, половички и т.д.), костюмы для детей (казаков и казачек), иллюстрации уборки урожая, оборудование для рисования.

Предварительная работа: чтение худ. литературы, разучивание р.н.и. в которые играли их отцы и деды, разучивание песен, танцев, хороводов, зазывалок, беседы «Кто такие казаки», «Игры казачат», рассматривание иллюстраций о жизни и быте казаков.

Ход занятия:

Занятие проводится в музыкальном зале, где расположена импровизированная «Казачья горница» «Мастерская».

Дети входят в народных костюмах с элементами казачьего стиля.

Вед: (в костюме казачки)

- Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие.

- Ребята, посмотрите, как изменился наш муз.зал  похож стал на казачью горницу.

- Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам, да радости! Давно вас жду, поджидаю разговор не начинаю.

- Для дорогого гостя и ворота настежь

Дети: «Видим, что рады вы нам»

Вед: Хорошему гостю хозяева завсегда рады!

Коли с добром пришли, так милости прошу к нашему шалашу.

Дети: (отвечают на приветствие пословицами)

- Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

- Много гостей, много и новостей.

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вед: «Дорогих гостей встречаем

         Круглым, пышным караваем

         Каравай мы вам подносим

         Поклоняясь, отведать просим»

Дети: ребенок берет каравай, благодарит с поклоном.

- Мы не просто так пришли, а хорошую хороводную песню принесли.

«К нам гости пришли»

Вед: Давайте-ка заведем хоровод.

Дети исполняют песню «К нам гости пришли» (запевает ведущая).

Вед: «Присаживайтесь, гости дорогие у меня для вас найдется и местечко и словечко.

- Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно всем ли места хватило.

Дети: Гостям-то известное дело места хватило, да не тесновато ли хозяюшке.

Р-к: В тесноте да не в обиде.

Вед: Вот казачата послушайте загадку.

- Бьют меня ногами,

   Режут грудь ножами

   Каждый хочет растоптать

   А я с подарками опять. (Земля) Ответы детей.

Вед: Правильно эта загадка о земле. А давайте вспомним, что происходит с землей в разное время года.

- Какое сейчас время года? (зима) Ответы детей.

- Что происходит с землей в зимнее время (земля отдыхает, покрывается снегом)

- Какие вы знаете зимние приметы и пословицы о земле?

Дети: - Снег земле-кормилице, что теплый тулуп.

           - Снег поля удобряет

           - Сколько Никола Зимний дает снега, столько Никола Летний дает травы.

Вед:   Какое время года было перед зимой? (ответы детей)

- Чем славится осенняя пора?

(дети: сбором урожая)

- Какие полевые работы люди выполняют осенью на земле?

(дети: они ее пашут)

- Какое время года будет после зимы? (весна)

- Что люди делают весной на земле?

дети (весной люди боронуют землю, пашут)

Вед:А какие вы знаете пословицы и поговорки о земле?

Дети: 1- Земля – тарелка, что положили, то и возьмешь.

           2- Что посеешь, то и пожнешь.

           3- На чужой каравай, рот не разевай, а пораньше вставай да свой наживай.

           4- Где работа там и густо, а в ленивом доме пусто.

           5- Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

 Вед: Все пословицы и приметы говорят о том, что весной люди трудятся на земле.

- «Как потрудитесь, те дары и получите.»

Вед: Как называется земля на которой мы с вами живем?

дети (Донская сторона)

Вед: А как вы думаете почему?

Реб: В моей придонской стороне

        Дышу полынью в час восхода

        Не знаю как кому, а мне

        Вода Донская слаще меда

      - Пусть облетели тополя

        Я у степной твержу криницы:

       « Благословенной будь земля

        Где довелось и мне родиться!»

 Вед: Да ребята наша донская земля чудесная кладовая.

      - А давайте я вам загадаю загадки, и вы узнаете, что выращивают на нашей донской земле.

1) Хоть чином не хан

    На голове-султан,

    И с золотом кубышечки

    Запрятаны под мышечки. (кукуруза)

2) Сидит мышка

     В золотой кубышечке. (просо)

3) Как в поле на кургане

    Стоят девушки с серьгами (овес)

4) Как в поле – метелкой

    В мешке жемчугом (пшеница) 

5) В огороде у дороги

    Стоит солнышко на ножке

   Только желтые лучи

    У него не горячи (подсолнух)

Вед: Ой, казаки и казачки засиделись,  загутарились?

      - Не пора ли нам встать, да в веселую игру поиграть.

Игра «Хлебец»

Играющие, взявшись за руки, становятся попарно, на расстоянии от игрока, у которого нет пары – он хлебец.

- Пеку, пеку хлебец (выкрикивает хлебец)

- А выпечешь? (спрашивают все)

- Выпеку

- А убежишь?

    -Посмотрю.

После последних слов, дети стоящие в первой паре, бегут вдоль колонн. Хлебец старается запятнать одного из них. Если это ему удается, он вместе с пойманным создает новую пару, а игрок оставшийся без пары – новый хлебец.

Вед: Ох, весело играли, удовольствие свое показали.

         А теперь покажите свои знания. Что выращивают на наших    Донских полях. (  )

Вед: Молодцы, ребята-казачата, я припасла еще для вас сюрприз. Я сейчас вас отведу в художественную мастерскую.

         Дети приходят в мастерскую и рисуют поле с колосками пшеницы используя нетрадиционные способы:

- рисование пальчиком (примакивание)

- рисование ниткой (печатание)

Подведение итога. Молодцы.

Песня «Казачата»